Отвергнутая невеста царя Михаила - Записки Злючки
ПРОЖИТО

Отвергнутая невеста царя Михаила

Судьба сулила ей богатство, власть, а главное – любовь. Что для девушки в 17-м веке было чудом даже в простой семье.

О царских и говорить не приходится. Но судьба лишь поманила, показала сладкий пряник, а сама отняла все, поломав жизнь.

Невесты 17-го века

Если ты крестьянка – будешь в избе и в огороде управляться. Если жена ремесленника или торговца – опять же изба, да помощь мужу в мастерской, лавке или на рынке. Если боярышня – сиди в тереме, гоняй служанок, доглядывай за ключником.

Девушки в 17-м столетии на Руси выходили замуж по воле родителей. За кого прикажут. Касалось это и крестьянок в льняных сарафанах, и боярышень в парче.

Уже был написан знаменитый “Домострой”. Уже спрятали девиц в дальних горницах. Посиделки – только с подругами, да и то под присмотром нянюшек и старших родственниц. Выход из дома – только в церковь и с непременным сопровождением.

Девица должна была сохранить честь до свадьбы, выйти за того, на ком остановят выбор родители или опекуны. Будь он старый, толстый, горбатый или кривой. Любви от жены не требовалось. Только покорность, чадородие и умение вести дом.

В общем, любовь невестам того времени только снилась. Они про нее в грустных песнях пели, в сказках слушали.

Конкурсантки

После всех потрясений начала 17-го века, на троне России утвердилась новая династия: Романовы. Царю Михаилу в год избрания на царство шел всего 14-й год. В 1620-м году решено было Михаила Федоровича женить: династия – ничто, если нет наследников.

Еще при поздних Рюриковичах, мать Василия III византийка Софья Палеолог завезла на Русь обычай выбирать невесту царскую на смотре девиц. Желая показать преемственность царской власти, мать, инокиня Марфа решила собрать красавиц и для Михаила Федоровича. Отец царя был в это время в плену в Польше.

Девушки съезжались в столицу, самые родовитые, отобранные предварительно особыми “смотрельщиками”, их осматривали на предмет болезней, пороков развития, способности к деторождению и сохранения чести. Красавицы и не предполагали, что все это было задумано как фикция. Инокиня Марфа заранее присмотрела сыну невесту из рода Салтыковых, а остальные должны были стать только фоном для главной героини.

Что-то пошло не так

Но иногда бывает, что неизвестная статистка способна затмить героиню и отобрать у нее роль. В план матери царя вмешались чувства.Михаил Федорович, обходя ряды красавиц, остановился перед боярышней из Коломны. Никому неизвестная дворянская дочь. Звали ее Мария Ивановна Хлопова, когда она родилась – мы не знаем.

И царь заартачился и не пожелал уступать матери. Салтыковы были оскорблены, уязвлены, инокиня Марфа скрипела зубами: государь-батюшка свой выбор сделал. Это случилось в 1616 году.

Михаил Романов

А в начале следующего 1617-го Марию Ивановну Хлопову переименовывают в Анастасию. Зачем? Все просто: Романовы получили власть благодаря родству с первой женой Ивана Грозного Анастасией.

Так что Хлопова или Салтыкова – все равно, девица должна была стать Настенькой, дабы молодая династия чувствовала себя более уверенной.

Заговор

Коломенскую дворянку велено было величать “Государыней невестой”, ее поселили в особых палатах дворца. В ожидании царской свадьбы в церквях ее поминали в ектеньях, молились за здравие и оказывали девице почести, как настоящей царице.

И только Салтыковы не могли смириться с тем, что трон займет выскочка. Они настраивали против девушки будущую свекровь и скорее всего, подкупили слуг Хлоповой. Нет, отраву ей не подсыпали, достаточно было простого поноса расстройства желудка.

Как только с девушкой приключилась подобная неприятность, Салтыковы и их приспешники тут же начали кричать, что невеста хворая, к чадородию неспособна. А еще и виноватой выставили саму невесту и ее родственников за то, что они скрыли нездоровье дочери и тем поставили под угрозу будущее царской династии.

“К царевой радости непрочна”

Казалось бы, ну подумаешь, кто из живущих никогда не испытывал симптомов расстройства пищеварения? Поболело и прошло, если это не какое-то фатальное моровое поветрие.

Вот и царь Михаил Федорович послал к невесте придворных докторов, да еще и иностранцев, дабы не подкупили их недруги. Лекари Бильс и Балсырь вынесли вердикт, что болезнь неопасная, пройдет и на возможность иметь детей никак не повлияет.

Но ушлые Салтыковы и тут нашлись, они переводчика подкупили и царю донесли роковое: “к царевой радости непрочна”, больна неизлечимо. А значит – виновата. Созвали по делу невесты Земский Собор.

Хлоповы били царю челом, что Мария здорова, что расстройство наступило от сладостей, которыми кормили невесту, что сейчас она снова здорова и может вступить в брак. Но мать царя повела себя истинной “свекоброй”, ее угодники вынесли вердикт, что Хлоповы виноваты, невесту следует выслать, будущим династии не рисковать.

Ссылка

Анастасия Хлопова стала снова просто Марией. Девушку, ее бабушку, двух теток и двух дядей сослали в Тобольск. Интересен тот факт, что родители Хлоповой отделались более счастливо: отца отправили воеводой в Вологду, туда же поехала несостоявшаяся теща Михаила Романова.

А царь любил. Он не мог забыть Хлопову и ему тайно доставляли сведения о ней. И на другой девице он жениться категорически не желал. В 1619 году вернулся из плена его отец, патриарх Филарет.

У Михаила затеплилась надежда на счастливый исход своей любви. Марию Хлопову перевели в Нижний и даже поселили на подворье Кузьмы Минина, которое отошло в казну, так как у народного героя не было наследников.

Оправдана, но счастью не бывать

Но и отец не желал, чтобы Михаил женился на Марии. У него были планы сосватать царю иностранку. Михаил проявил твердость и наотрез отказался. И Филарет уступил: был учинен розыск о деле невесты.

Допрошенные лекари, духовник и слуги Хлоповой получили возможность сказать правду. Высказалась и сама девушка:

«Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь… Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

Заговор Салтыковых был раскрыт, мужчин сослали по имениям, подругу инокини Марфы, инокиню Евникию – в Суздальский монастырь. Но царь услышал от матери, что если он женится на Хлоповой, то она покинет Россию. Против этого сын был бессилен. Хлопова получила окончательную отставку.

Послесловие

7 лет тянулось “дело царской невесты”. В 1624 году Михаил Романов, осознав, что ему никогда не дадут жениться на любимой, выбрал в жены Марию Долгорукову. Первой жене царя не суждено было долго ходить жить, династию продолжила лишь третья невеста, вторая жена царя Евдокия Стрешнева.

А царь продолжал заботиться о том, чтобы Хлопова ни в чем не нуждалась, даже будучи женатым вторично, до самой ее смерти в 1633 году.

Замуж Мария Хлопова выйти так и не смогла: кто бы отважился взять за себя царскую невесту, пусть и бывшую. Что она получила за краткий миг надежды на счастье? 7 лет мытарств, испорченную репутацию, вечное девичество и раннее завершение безрадостной жизни.

Опубликовано на канале “ПРОЖИТО”

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анастасия Панова

Написано, что царь выбрал невесту в 1616 году. При этом женить царя было решено в 1620.Где-то закралась опечатка по всей видимости.