Самые громкие преступления Древней Руси
Преступления против собственности, чести и жизни совершались во все времена и во всех землях. Не исключение и Древнерусское государство. История изобиловала детективными историями и заказными политическими смертоубийствами. Конечно, пергамент был дорогим, грамотных людей – мало.
Далеко не все подобные истории зафиксированы в письменных источниках. Но особенно выдающиеся злонамеренные деяния нашли свое отражение в летописях. Интересно и то, как меняется отношение современников к подобным происшествиям с переходом Руси от язычества к христианству.
Смерть Аскольда и Дира
Летописцы разошлись в фигуре, которая виновна в смерти княживших в Киеве легендарных князей Аскольда и Дира. Одни говорят, что виновник – князь Игорь, другие называют имя Вещего Олега.
Преступление было совершено в Киеве в конце 9 века. Конечно злодеев никто не судил, да это и неудивительно, ведь была одержана победа. Наоборот, летописец даже оправдал убийство, как наказание за захват княжеской власти. Аскольд и Дир были боярами, дружинниками Новгородского князя Рюрика, взяв свои отряды они отъехали в Киев. Там в это время княжили то ли потомки Кия, Щека и Лыбеди, то ли племенной союз полян жил без князя и просто платил дань хазарам.
Как бы то ни было, Аскольд и Дир захватили власть на этих землях и уютно устроились, за что и поплатились головами. Ну да, нравы были простые и суровые.
Игорь – жертва древлян и праведная месть княгини Ольги
Следующее громкое преступление – это убийство зарвавшегося в сборе дани с древлян, князя Игоря в 945 году. Батюшка-князь творил жестокости, тут даже летописец пишет так, словно оправдывает древлян. Но не осуждает летописец и Ольгу, которая отомстила за мужа, убив сначала послов древлян, а затем, уничтожив столицу Искоростень, а затем и опустошив всю древлянскую землю.
Летописец, скорее всего был христианином, потому и гибель множества древлян-язычников, дерзнувших поднять руку на князя его не очень печалит. Так что о справедливости древлянам оставалось лишь проливать слезы, естественно делать это могли лишь те, кто остался в живых.
Князь Ярополк. А свалили-то все на воеводу
Будущий креститель Руси Владимир Красное Солнышко о христианстве еще не помышлял, а вот властью уже грезил. Был он незаконнорожденным сыном, а потому власть ему досталась бы в последнюю очередь. Это дело он и исправил, Ярополк явился на встречу с братом, где его и пронзили мечами двое ратников.
Поступок весьма вероломный и дерзкий, но и тут победивший прав. Летописец оправдывает Владимира, дескать сбил его с толку воевода Блуд, а Владимир брата убивать не желал. Как же, не желал, еще как желал, и боялся, что старший и сильный брат нападет на него первым. Сработал на опережение, так сказать. Князь-то еще язычник, что с него взять!
Несчастные Борис и Глеб
А здесь уже прослеживается иное отношение к преступлению Святополка. Русь уже приняла крещение, языческие убийства – грех. А после смерти Владимира Красное Солнышко его детки распоясались совсем: междоусобицу учинили. Убийца – Святополк, даже получил прозвище Окаянный, под которым нам ныне и известен. А жертвы, его братья Борис и Глеб названы мучениками и причислены к ликам святых, как не поднявшие оружие на брата.
Вот так, всего за полвека изменилась мораль: что можно язычнику, что является его доблестью, то негоже христианину: христианин не может убивать христианина (и даже язычника, если он подданный Руси), убийство же язычником язычника — нормальное явление.
Не убил, а ослепил и отпустил…
Такая тенденция сохранялась вплоть до начала 13 века. Конечно были и громкие преступления и именитые жертвы, но все эти деяния осуждались летописцами и современниками. В 1174 году в результате заговора погиб князь Андрей Боголюбский, современники пишут с возмущением об этом событии: заговорщики осуждены, как поднявшие руку на Богом данного князя.
А вот князь Всеволод Большое Гнездо молодец! Захватил в плен племянников, так весь Владимир требовал их жизни, а добрый князь родственников не казнил, а всего лишь ослепил и отпустил. Неслыханное милосердие!
А князь Юрий Данилович Московский в 1306 году погубил пленного рязанского князя Константина – ну, дык, на благо княжества он так сделал. Рязанцы ж не хотели отдавать добром Лопасню и Коломну! Молодец Юрий, землю вокруг Москвы собирал!
Так что немногие примеры, которые приведены в этой статье подтверждают правило: для побежденных не бывает справедливого суда, а победитель всегда прав…
Так и Бориса с Глебом по некоторым данным вовсе не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый…
Впервые слышу. Это где же такое написано?
С телефона не выходит ссыль, наберите, например: риа новости, Борис и Глеб, о чем не пишут в учебниках истории. Но это не единственная ссылка.
Вообще много таких устойчивых легенд – Борис Годунов и Димитрий (видела убедител ное доказательство, что смерть царевича была выгоднее всего Шуйскому), монах Пересвет, погибающий на Куликовом поле ( опять же есть сведения, что он прекрасно ее пережил)
Туда же и заграничного Ричарда III с его племянниками, смерть которых выгоднее всего была его противнику, будущему Генриху VII?..
Видимо, да!
Летописец описывающий месть княгини Ольги древлянам за мужа конечно мог быть христианина, но вероятность очень мала. Русь крестил внук Ольги Владимир. Да и то не сразу ему это удалось, не одним днем, так сказать. При Ольге на Руси язычество было основной религией. А летописцы как ни крути приближенные к власти. Так что мне кажется вряд ли.