Самые громкие преступления Древней Руси - Записки Злючки
ПРОЖИТО

Самые громкие преступления Древней Руси

Преступления против собственности, чести и жизни совершались во все времена и во всех землях. Не исключение и Древнерусское государство. История изобиловала детективными историями и заказными политическими смертоубийствами. Конечно, пергамент был дорогим, грамотных людей – мало.

Далеко не все подобные истории зафиксированы в письменных источниках. Но особенно выдающиеся злонамеренные деяния нашли свое отражение в летописях. Интересно и то, как меняется отношение современников к подобным происшествиям с переходом Руси от язычества к христианству.

Смерть Аскольда и Дира

Летописцы разошлись в фигуре, которая виновна в смерти княживших в Киеве легендарных князей Аскольда и Дира. Одни говорят, что виновник – князь Игорь, другие называют имя Вещего Олега.

Преступление было совершено в Киеве в конце 9 века. Конечно злодеев никто не судил, да это и неудивительно, ведь была одержана победа. Наоборот, летописец даже оправдал убийство, как наказание за захват княжеской власти. Аскольд и Дир были боярами, дружинниками Новгородского князя Рюрика, взяв свои отряды они отъехали в Киев. Там в это время княжили то ли потомки Кия, Щека и Лыбеди, то ли племенной союз полян жил без князя и просто платил дань хазарам.

Как бы то ни было, Аскольд и Дир захватили власть на этих землях и уютно устроились, за что и поплатились головами. Ну да, нравы были простые и суровые.

Игорь – жертва древлян и праведная месть княгини Ольги

Следующее громкое преступление – это убийство зарвавшегося в сборе дани с древлян, князя Игоря в 945 году. Батюшка-князь творил жестокости, тут даже летописец пишет так, словно оправдывает древлян. Но не осуждает летописец и Ольгу, которая отомстила за мужа, убив сначала послов древлян, а затем, уничтожив столицу Искоростень, а затем и опустошив всю древлянскую землю.

Летописец, скорее всего был христианином, потому и гибель множества древлян-язычников, дерзнувших поднять руку на князя его не очень печалит. Так что о справедливости древлянам оставалось лишь проливать слезы, естественно делать это могли лишь те, кто остался в живых.

Князь Ярополк. А свалили-то все на воеводу

Будущий креститель Руси Владимир Красное Солнышко о христианстве еще не помышлял, а вот властью уже грезил. Был он незаконнорожденным сыном, а потому власть ему досталась бы в последнюю очередь. Это дело он и исправил, Ярополк явился на встречу с братом, где его и пронзили мечами двое ратников.

Поступок весьма вероломный и дерзкий, но и тут победивший прав. Летописец оправдывает Владимира, дескать сбил его с толку воевода Блуд, а Владимир брата убивать не желал. Как же, не желал, еще как желал, и боялся, что старший и сильный брат нападет на него первым. Сработал на опережение, так сказать. Князь-то еще язычник, что с него взять!

Несчастные Борис и Глеб

А здесь уже прослеживается иное отношение к преступлению Святополка. Русь уже приняла крещение, языческие убийства – грех. А после смерти Владимира Красное Солнышко его детки распоясались совсем: междоусобицу учинили. Убийца – Святополк, даже получил прозвище Окаянный, под которым нам ныне и известен. А жертвы, его братья Борис и Глеб названы мучениками и причислены к ликам святых, как не поднявшие оружие на брата.

Вот так, всего за полвека изменилась мораль: что можно язычнику, что является его доблестью, то негоже христианину: христианин не может убивать христианина (и даже язычника, если он подданный Руси), убийство же язычником язычника — нормальное явление.

Не убил, а ослепил и отпустил…

Такая тенденция сохранялась вплоть до начала 13 века. Конечно были и громкие преступления и именитые жертвы, но все эти деяния осуждались летописцами и современниками. В 1174 году в результате заговора погиб князь Андрей Боголюбский, современники пишут с возмущением об этом событии: заговорщики осуждены, как поднявшие руку на Богом данного князя.

А вот князь Всеволод Большое Гнездо молодец! Захватил в плен племянников, так весь Владимир требовал их жизни, а добрый князь родственников не казнил, а всего лишь ослепил и отпустил. Неслыханное милосердие!

А князь Юрий Данилович Московский в 1306 году погубил пленного рязанского князя Константина – ну, дык, на благо княжества он так сделал. Рязанцы ж не хотели отдавать добром Лопасню и Коломну! Молодец Юрий, землю вокруг Москвы собирал!

Так что немногие примеры, которые приведены в этой статье подтверждают правило: для побежденных не бывает справедливого суда, а победитель всегда прав…

Подписаться
Уведомление о
guest
6 Комментарий
старые
новые популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гость
Гость
Гость
26.08.2021 12:12

Так и Бориса с Глебом по некоторым данным вовсе не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый…

Маленькая разбойница
Гость
Маленькая разбойница
26.08.2021 12:47
Ответить на  Гость

Впервые слышу. Это где же такое написано?

Гость
Гость
Гость
26.08.2021 13:51

С телефона не выходит ссыль, наберите, например: риа новости, Борис и Глеб, о чем не пишут в учебниках истории. Но это не единственная ссылка.
Вообще много таких устойчивых легенд – Борис Годунов и Димитрий (видела убедител ное доказательство, что смерть царевича была выгоднее всего Шуйскому), монах Пересвет, погибающий на Куликовом поле ( опять же есть сведения, что он прекрасно ее пережил)

Инна К.
Гость
Инна К.
26.08.2021 14:28
Ответить на  Гость

Туда же и заграничного Ричарда III с его племянниками, смерть которых выгоднее всего была его противнику, будущему Генриху VII?..

Гость
Гость
Гость
26.08.2021 14:49
Ответить на  Инна К.

Видимо, да!

Нат
Гость
Нат
28.08.2021 01:13

Летописец описывающий месть княгини Ольги древлянам за мужа конечно мог быть христианина, но вероятность очень мала. Русь крестил внук Ольги Владимир. Да и то не сразу ему это удалось, не одним днем, так сказать. При Ольге на Руси язычество было основной религией. А летописцы как ни крути приближенные к власти. Так что мне кажется вряд ли.