Грозный деверь княгини Ульяны - Записки Злючки
ПРОЖИТО

Грозный деверь княгини Ульяны

Иван Васильевич, безжалостно расправляясь с родственниками, своего родного младшего брата Юрия, щадил. Рука не поднималась на родную кровь? Да как же! Просто Юрий Васильевич от рождения умом был скорбен, как писал о нем знаменитый оппонент Ивана Грозного, политический эмигрант Андрей Курбский: «безумен, без памяти, бессловесен».

Иван IV, даже при всей своей подозрительности просто не считал его возможным соперником. Ведь даже во время тяжелой болезни царя, когда бояре метались и искали наследника, выбор их пал на двоюродного брата Грозного Владимира Старицкого, а не на родного брата Юрия.

Иван Грозный

Тем не менее, этого умственного инвалида братец повелел женить, едва тому минуло 14 лет. Свадьбу играли 3 ноября 1547 года. Невесту выбрали знатную: Ульяну Дмитриевну Палецкую. Дочь воеводы Дмитрия Щереды.

Думается, юная невеста пролила немало слез, узнав, что в мужья ей назначен не писаный добрый молодец, а слабоумный Юрий. Но, девицу, как водится, не спрашивали, раз речь шла о том, что есть случай породниться с царем. Кроме того, родители, будь они тоже против, вряд ли бы смели возражать против брака.

Семья Палецких потом и управляла фактически уделом Юрия, в который входили: Углич, Молога, Бежецк, Калуга и Малоярославец – изрядный удельный кусок Московской Руси. В 1559 году Ульяна родила единственного сына, Василия. Мальчик прожил менее года, а еще через три года безумный муж оставил супругу вдовой.

Ульяна не стала жить дальше мирской жизнью, да и то, что вокруг творилось, наложило глубокий отпечаток на ее несчастную душу. Она приняла монашеский постриг с именем Александра. Жила в Воскресенском Горицком монастыре на реке Шексне, что на Вологодчине. Поначалу Иван Грозный тепло относился к вдовой невестке, щедро жертвовал на ее нужды и нужды обители.

Но потом царь с головой ушел в пучину гнева и злобного преследования всех, кого только мог заподозрить. Даже удаление от мира и столицы не спасло Ульяну-Александру от опричной лютости деверя Ивана.

В 1569 году царь повелел утопить в Шексне свою родную тетку – Ефросинью Старицкую, вместе с ней в реку была брошена и его невестка Ульяния. По преданию, их тела были обретены из воды и захоронены, позднее их останки были обнаружены в Горицком монастыре.

На Вологодчине и Ульяна и Ефросинья почитаются, как местные святые, вопрос об их канонизации рассматривается в РПЦ с 2007 года.

Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментарий
старые
новые популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Инна К.
Гость
Инна К.
20.09.2021 14:16

Читала, что Юрий Васильевич будто бы просто был глухонемым. Что в те времена было равносильно “умом скорбен” — никто не учил его языку жестов и т.п…

Только вот будь он здоров, чтО ждало бы его? Может, и не женили бы его тогда на бедной Ульянии, и поожила бы она счастливее?..

Гость
Гость
Гость
20.09.2021 15:50
Ответить на  Инна К.

Вообще странно за глухонемых – язык жестов вполне успешно существовал у древних цивилизаций, глухонемые могли читать по губам, и в Москве не нашлось такого учителя? Скорей, не сильно искали. Бояре тупо забили на воспитание княжичей, как потом вспоминал Иван. Вели себя с ними по-хамски. Рассчитывали, что мальчик Ваня подрастет и будет их слушаться, а Юра просидит на скамейке запасных. Ну и вырастили монстра. Удивительно другое. Что у Ивана сейчас много почитателей, считающих его лучшим царем и добрейшим человеком. Образ его за века оброс кровавыми легндами, но ангелом он не был. Да и отличным правителем тоже. Казань и Астрахань брал –… Подробнее »

Мари
20.09.2021 22:06

Даже умереть спокойно, под сенью монастыря бедняжке не дали.
мало того что с убогим жила в нелюбви, постель с ним делила…
какое счастье, что живем в благодатное для женщин время, не дай Боже, вот так, в неволе жить без права голоса.