Женихи “Тигрицы” Вареньки
-“Тигрица” с локонами! – пошел шепот по рядам богато одетых дам и кавалеров, – посмотрите, вся драгоценностями утыкана и в локонах! Неслыханно! И тут выше всех оказалась!
Вообще-то, право носить локоны при императрице получали только фрейлины. Придворная жизнь была жестко регламентирована. И нечего “всяким” щеголять и быть слишком красивыми. Довольно с них и простого парика, без изысков.
Варвара Алексеевна Черкасская, которую в свете прозвали “тигрицей” за гордый нрав, фрейлиной императрицы Анны Иоанновны не была, но право это получила при ее коронации. И щеголяла, возбуждая зависть не только прической, но и своим громадным приданым. Только вот с замужеством у девицы не срасталось аж до 32-х годков. По тем временам невестка считалась не то чтобы “не молодой”, а откровенно старой. В этом возрасту у иных женщин и больше десятка детишек бывало.
“Тигрица” дочь “Черепахи”
Варенька Черкасская родилась в 1711 году в семье Марии Юрьевны (урожденной Трубецкой) и Алексея Черкасского. Мария Трубецкая приходилась двоюродной сестрой Великому Петру, батюшка сподвижником императора был, за невестой жених получил огромное приданое. Алексей Михайлович и сам сумел неплохую карьеру сделать, слыл человеком ответственным и неподкупным, одно время даже огромной Сибирью управлял.
А еще батюшка Вареньки был везунчиком: счастливо избегал придворных интриг целых 5 лет, умудрившись захворать перед кончиной батюшки Петра Алексеевича. Всплыл на политической арене “Черепаха”, как прозвали Черкасского за объемный торс и медлительную осторожность, только в момент избрания на престол Анны Иоанновны Курляндской.
И сразу же примкнул к оппозиции, став противников “кондиций”, ограничивавших верховную власть. Едва под арест не угодил, но счастливо выкрутился. Кондиции были порваны, Черкасский стал при новой императрице кабинет-министром со всеми вытекающими в виде власти и щедрых милостей, последствиями.
Галерея женихов
С 1730-го года Варенька Черкасская стала самой желанной невестой империи. И самой богатой тоже. Девице было 19 лет, как говорится, самая пора. И завертелись вокруг Варвары в локонах женихи. С виду невеста была и не плоха, во всяком случае, в тогдашние каноны красоты она вполне вписывалась: брови дугой, лицо белое, плечи полные. Но, сдается мне, больше всего красили девушку сундуки с драгоценностями и обширные поместья с крепостными крестьянами.
Первым из женихов, которых сватала Варваре Алексеевне сама императрица стал красавчик и щеголь Рейнгольд Левенвольде. Он был другом Анны Иоанновны и самого Бирона, тайным агентом иезуитов и… любовником придворной дамы Натальи Лопухиной.
Об этой связи было известно при дворе всем и каждому, а единственная дочь князя Черкасского имела столько денег, что могла себе позволить быть гордой. Левенвольде получил отставку и упрочить свое положение с помощью выгодной свадьбы ему не удалось.
Вторым женихом “Тигрицы” стал блестящий красавчик, талантливый поэт-сатирик, князь молдавского происхождения Антиох Кантемир. Антиох был родным младшим братом последней фаворитки Петра Великого Марии Кантемир. Умница, сделавший карьеру дипломата. Кандидатуру Антиоха Дмитриевича поддержал отец невесты, а вот матушка была резко против:
-Речи ведет вольные, острые, как бы наша Варька в опалу с таким мужем не угодила! – примерно так заявила потенциальная теща.
Жених действительно позволил себе резкие высказывания в адрес Бирона и предпочел надолго остаться за границей. Так Варвара Алексеевна, вздыхавшая тайно по черным очам Антиоха, осталась в очередной раз в девках.
Конец “венца безбрачия”
Третий жених появился тогда, когда вечной невесте Черкасской перевалило за 30. И для Варвары Алексеевны он был уже не столь и нов. Дело в том, что графа Петра Борисовича Шереметева прочили ей в мужья еще в ранней юности. “Тигрица” даже дружила с его сестрой Натальей Борисовной и часто гостила у последней в усадьбе Кусково.
Тогда помешала политика: Наталья Шереметева вышла замуж за уже опального фаворита Петра II князя Ивана Долгорукого. Вскоре последовала ссылка для всего семейства бывшей невесты мальчика-императора, уехала и Наталья, а осторожный Черкасский влюбленной дочери и думать запретил о родственнике врагов новой государыни.
Но на дворе было 5-е десятилетие восемнадцатого века, на престоле сидела Елизавета Петровна, батюшка Алексей Михайлович был опасно болен, в сундуках лежало богатое приданое, а перезревшая невеста томилась на пуховых перинах в тягостном одиночестве. В 1742 году Варенька Черкасская осиротела и стала еще богаче. 40 дней спустя “Тигрица” пошла под венец с ненаглядным Шереметевым.
Вслед за девицей к графу Петру Борисовичу “поплыли” 26 поместий (в том числе и известнейшее “Останкино” и 70 тысяч крепостных крестьянских душ.
Варвара Алексеевна, пожалованная после замужества званием статс-дамы, несмотря на солидный возраст стала матерью шести ребятишек, в числе которых был сын Николай, женатый на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.
Иллюстрации из свободного доступа сети Интернет. В качестве обложки использован кадр из худ.фильма “Записки экспедитора тайной канцелярии”
что-то тигрица какая-то… что папенька-черепашка скужуть, то и делает.
где там гордый нрав затерялся?
Отказать протеже императрицы, это было очень даже смело.
разве женихи о замужестве девку бы спрашивали? – они к родителям пойдут и тут начнётся – то маменька против, то папенька
Пока родители просчитывали и выгадывали ходы для замужества Вареньки и перспективы женихов, девка сохла да чахла.