Первая невеста Ивана-царевича
Думалось: приедет, заберет, увезет ее в далекую северную страну, избавит от опасности и тягот осады, от позора и плена. Туда, на далекую, неведомую, но сильную Русь. Не успел…
Девушка металась по каменному покою, в отчаянии заламывала руки, а во дворе уже хозяйничали безжалостные османы, уже ломали тяжелую дверь, уже пали все защитники, которые удерживали последний христианский оплот в Крыму — Дорос, столицу несчастного княжества Феодоро, окончившего свое существование в промозглом декабре 1476 года.
Красавицу княжну вместе с братом отвезли в далекий Константинополь, ставший Стамбулом. Там брат был казнен, а сестра попала в гарем завоевателя. Имени прекрасной княжны история нам не сохранила. Так гласит легенда… А что же было на самом деле?
Жена для отца
Великий князь Иван Третий правил страной с 1462-го года по 1505-й. По правде сказать, начал править он еще при жизни отца, Василия Темного, тот был ослеплен в ходе феодальной войны, так что сын был его глазами.
Было тяжелое время собирания русских земель вокруг Москвы, чтобы не повторялись больше бунты удельных князей, смуты и раздоры, чтобы была единой и сильно страна, которая после павшей под ударами османов в 1453 году Византии стала хранительницей Православной веры. Практически единственной хранительницей, способной дать отпор и латинскому папе, и приверженцам иных религий.
Сам Иван Третий был женат первым браком на Марии Борисовне, дочери удельного князя Тверского. Женился он по политическим мотивам, это была плата его отца за поддержку Тверского княжеского дома в последней русской феодальной междоусобице. Обручили его с Марией еще в детском возрасте. О том, была ли в паре любовь, можно судить по тому факту, что на погребение неожиданно и очень подозрительно скончавшейся в 1462 году супруги, Иван Васильевич не приехал. Хотя и был не за тридевять земель, а в Коломне.
Вторую жену великому князю выбирали тщательно, уже ни о каких дочерях подручных князей речь не шла, но и католические принцессы в жены не годились. В итоге выбрали Софию из династии Палеологов и Иван Третий обвенчался с ней в 1472 году. Его сыну от первого брака было 14 лет. Пора было задуматься и о невесте для наследника.
Невеста для царевича
Православных государств после агрессивной экспансии католических прелатов и воинственных османов, оставалось в мире не так и много. Женить сына на своей, русской боярышне или на дочке подчиненного Москве князя (считай, тоже боярина)? Иван Третий не хотел того, хотя его потомки в будущем именно так и станут выбирать себе невест.
Но у Ивана Васильевича замыслы были грандиозные: брак сына Ивана, соправителя отца, прозванного Иваном Молодым, должен послужить укреплению страны. Ее внешнеполитического влияния. Ну женится он на боярышне и что? Новая родня будет нос задирать, проталкивать на хлебные места своих ставленников, будет недовольство и зависть. А страна только-только становится единой, собирается вокруг Москвы.
Посему невесту для Ивана-царевича решили искать в православных державах. А их — по пальцам одной руки перечесть. Были, да уже подчинены нахальными османами. Почитай только Молдавское княжество осталось, да далекое Феодоро, что в Крыму. Поначалу именно в Крыму решено было и искать невесту.
Феодоро
Государство Феодоро существовало в 13-15 веках на территории современного юго-западного Крыма. Другие названия: Готия или Готфия. Жили в нем греки, готы (германское племя), армяне, черкесы, караимы — потомки хазар, исповедовавшие иудаизм. К описываемому времени население составляло 200 тысяч человек.
Прекрасный климат, выгодное расположение — лакомый кусок для любого завоевателя, однако, феодориты верили, что они сумеют отстоять свою самостоятельность, заключали союзы, строили крепости и считали себя преемниками угасшего величия православной Византии.
Крепости Чембало (Балаклава), Каламита (Инкерман), Мангуп и другие. Путешественники и сейчас любят посещать эти места. Крепости располагались на горах, а Мангуп или Дорос, была столицей княжества.
С Мангупом у Москвы были давние отношения. Ещё в конце XIV века на службу к великому князю Московскому Василию I перешёл «сурожский гость», то есть купец из Крыма, Степан Васильевич Ховра, представитель младшей линии Мангупских правителей, давших начало роду Московских бояр Ховриных. Известно, что они построили каменные постройки Симонова монастыря. Ховрины были связаны с великокняжеской семьёй родственными узами.
Боярин Иван Владимирович Ховрин, крестник великого князя Василия Темного, был женат на княжне Анне Даниловне Холмской, происходившей из рода Тверских князей, а та состояла в дальнем родстве с Иваном Молодым через его мать Марию Борисовну.
Ещё один представитель Мангупской княжеской династии появился в Москве в 1472 году, прибыв в свите принцессы Софьи Палеолог. Это был князь Константин, ставший монахом Ферапонтова монастыря Кассианом. Возможно, именно Ховрины советовали Ивану Третьему породниться с правителями Мангупа.
Не возражала и великая княгиня Софья Палеолог, желая видеть своей невесткой гречанку. Понравилась идея и самому великому князю: предполагаемая невеста была в родне с Византийскими Палеологами и Комнинами. Начались пересылы между Мангупом и Москвой, как понимаете, занимали они довольно долгое время.
О таком выгодном женихе для своей дочери правитель Феодоро князь Исаак мог только мечтать. Наверное и его дочери было лестно сватовство из Москвы. Начались переговоры о приданом, условиях брачного договора, подготовка нарядов для будущей поездки красавицы на Русь.
Вот только время было очень неспокойное и пока девушка мечтала в своем горном дворце о прекрасном царевиче, земная политика развивалась по своим законам. В 1474 году господин Феодоро Исаак умер. На престол взошел его сын, брат невесты московского наследника.
Жена для царевича
Но права ветви покойного князя на престол Феодоро были оспорены по древнему лествичному обычаю, когда княжили сначала все братья по очереди и только потом власть переходила к очереди из племянников. В Москве такой порядок был давно оставлен в прошлом, хотя как давно… в таком же споре в середине того же 14-го века стал слепым Василий Темный — дед жениха мангупской принцессы.
Свои притязания на престол Феодоро заявил сын старшего брата покойного Исаака по имени Александр. За Александром стоял господарь Молдавского княжества Стефан Третий. Он был женат на сестре Александра Марии Мангупской и дал родственнику воинов для того, чтобы «подсадить» шурина на престол.
В конце 1474 — начале 1475 года Александр занял престол Феодоро. Брачные переговоры о женитьбе Мангупской принцессы и наследника Московского великого князя прекратились. А в декабре того же года Мангуп и все княжество Феодоро было захвачено османами, став провинцией огромного государства с центром в бывшем Константинополе. А Москва лишилась ценного союзника в Крыму.
Иван Молодой пошел к венцу в 1483 году, невестой была Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, дочь того самого Стефана Третьего, приходившаяся жениху троюродной сестрой. Невеста была православной, вскоре у четы родился сын Дмитрий. Но счастья Стефан Молдавский, расстроивший свадьбу несчастной мангупской принцессы, для своей дочки не добыл. Да и престол его внуку не достался. Однако, это уже совсем иное повествование.
Другие статьи по теме:
ПРЕКРАСНАЯ, НО НЕВЕЗУЧАЯ КНЯГИНЯ ЕВДОКИЯ
РУССКИЕ НЕВЕСТЫ ВИЗАНТИЙСКИХ ЖЕНИХОВ
В публикации использованы фото автора, фото из свободного доступа, а также произведение ИИ, все — в иллюстративных целях