Пожить всласть: пороки и слабости Российских императриц - Записки Злючки
ПРОЖИТО

Пожить всласть: пороки и слабости Российских императриц

-Будешь Бужениновой! – смеясь заявила императрица Анна Иоанновна своей калмычке, принимая женщину в штат. – Лейб-подъедалой тебя назначаю.

Любопытная история произошла во дворце императрицы: кто-то воровал буженину. Расследование завершилось поимкой воришки, императрица наказывать глупую бабу не стала, дала должность и фамилию. От своего любимого блюда: сочной, жирной и нежнейшей буженины, которую готова была поглощать в огромных количествах.

Диета, разумеется, не самая здоровая. Впрочем, не одна Анна Иоанновна на престоле пребывая, предавалась капризам, порокам и потакала вредным слабостям, о ЗОЖе в те времена слыхом не слыхивали. А кто же может запретить царице? Даже лекари боялись иногда выносить вердикты – как бы не оскорбить ненароком.

До 18-го века царственные дамы, супруги, матери, сестры и дочери правителей государства жили на женских половинах тихонько, подчинялись мужу, вековому укладу, нормам «Домостроя». Государство было патриархальное, а о том, что дозволено женщины твердо знали. Да еще и церковь разъясняла, что грешно.

Государь Петр Алексеевич все изменил. Женщины высших слоев стремительно ворвались на ассамблеи, стали пробовать ранее запрещенные для них развлечения, продукты и напитки. А уж после на троне империи много десятков лет длилось женское правление. И, как ни странно, только правительница Анна Леопольдовна была замужем.

Остальные дамы были, что называется, сами себе хозяйками. Самодержавными. Получив власть, наслаждались всем, к чему душа лежала. Запретов для государыни нет, а потому дамы частенько предавались излишествам и образ жизни вели такой, который явно им вредил и сокращал земные дни. Итак, чем же «грешили» императрицы России?

Екатерина Первая

Любовница, потом жена, а далее вдова великого императора и самодержавная царица имела самое простое происхождение. Марта Скавронская была очень не равнодушна к хмельному. Началось это еще до Петра, наверное так было легче выжить сначала под солдатской телегой в качестве пленницы, а затем и в шатре Шереметева, в палатах Меншикова.

При Петре много пили при дворе, очень много. Ассамблеи славились тем, что горячительное лилось рекой, а пороку предавались одинаково и мужчины, и дамы. Остались воспоминания князя Репнина, который по приказу Петра Первого ездил на поиски родни новой «метрески» государя. Родственников будущей императрицы Репнин нашел людьми глупыми и пьяными. Так они и вели себя потом, взятые ко двору.

Екатерина Первая, конечно, голову на плечах имела, не зря же она сумела удержать возле себя царя, стать женой, а затем и венчанной на царство императрицей. Но государственным делами дама практически не занималась, отдав все на откуп своему бывшему любовнику, подсадившему ее на трон. Меншиков правил, Екатерина наслаждалась тем, что отныне она сама себе госпожа.


Просителям, даже вельможам и послам приходилось ждать по несколько дней или недель, чтобы Екатерина их приняла. Чем занималась императрица в это время? Пребывала навеселе. Каждый день, редко когда дама удостаивала подданных трезвым видом и здравым рассуждением.

Какой же организм выдержит такое? Если вместо воды Екатерина даже снадобья лекарей запивала венгерским? Вдова Петра правила лишь два года, прожив их всласть и с удовольствием. Почти. Так как последние месяцы ее жизни были тяжелыми. Упокоилась императрица в 43 года.

Анна Иоанновна

Дочь соправителя Петра Великого, выданная дядей замуж за герцога Курляндии, стремительно, не доехав до нового дома, овдовела. Муж ее, как говорится, пал жертвой все того же пьянства, которому предавался в Российской столице. Тем не менее Анна сидела в Курляндии 2 десятка лет.

Денег ей из Санкт-Петербурга присылали мало, будущая императрица терпела скудость во всем. Выпрашивала средства, экономила, перелицовывала старые платья, сносила нелюбовь курляндских рыцарей и насмешки собственных придворных. Счастья и богатства она уже и не ждала. А они вдруг свалились. Ограниченные кондициями, правда, но Анна их скоро порвала и зажила, как душа просила. Вознаграждая себя за годы «лишений».

Иностранцы с изумлением наблюдали жизнь императорского двора: вечный праздник и необычайная роскошь. Императрицу интересовали даже не наряды, а драгоценности. Анна Иоанновна скупала камни, с удовольствием носила сама и дарила их своим приближенным. Разумеется, такой образ жизни буквально разорял страну: так, в 1733 году из государственной казны более 168 тысяч рублей было взято на покупку табакерки с бриллиантами и прочих драгоценностей. Колоссальная сумма!

Устраивала императрица и в пышные торжества. Даже наказывала придворных, которые появлялись при дворе дважды в одном и том же платье.

«Могу уведомить вас, что я никогда не видел такого блестящего и великолепного празднества, к тому же исполненного с такой распорядительностью и порядком»,—сообщал в своем отчете посол Испании де Лириа.

Еще одной слабостью Анны Иоанновны были карты, нарочно или нет, но императрица практически всегда терпела поражение в игре и отдавала выигрыш наличными или бриллиантами. В 1733‑м году она издала указ, запрещающий играть в карты на деньги и имущество, но ни сама царица, ни ее приближенные указ не соблюдали.

За Анной Иоанновной вредных пристрастий в виде приверженности к горячительному не замечалось, зато императрица любила покушать. И диета ее не отличалась правильностью: жирная буженина, мясные паштеты, пироги и прочее. Запивалось это все квасом или пивом. Императрица никогда не ложилась спать, не поужинав плотно.

От такого образа жизни и так весьма корпулентная дама начала стремительно поправляться, а еще у нее появились мочекаменная болезнь, холецистит, колит, гипертония. Императрица любила карты, танцы, сплетни, развлечения, держала при себе целый штат шутов и «дураков». Но в последние годы все реже принимала непосредственное участие в увеселениях, скорее наблюдала.

На приемах и заседаниях своего кабинета министров императрица присутствовала лежа. А ведь смолоду здоровья ей было не занимать, крепкая была, из ружья стрелять любила, с фрейлинами за провинность разбиралась кулаками. В 47 лет у императрицы случился закономерный инсульт, который и доконал правительницу в 47 лет.

Дщерь Петрова

В 1741‑м году в результате дворцового переворота на престол взошла Елизавета Петровна. Ее правление было мягче для страны, но праздник при дворе продолжался. Уж такая была Елизавета: с самой юности она обожала балы, праздники, наряды и мужчин.

Кстати, целых 10 лет правления Анны Иоанновны Елизавета тоже страдала от бедности, ее шпыняла и подозревала царственная тетушка, подозревая в злых умыслах, жила Елизавета в это время в скудости и страхе. Так что начала она, как и тетушка – с вознаграждения себя за долгое терпение.

Те, кто хоть раз посетил Грановитую палату до сих пор поражаются количеству и великолепию карет, принадлежавших Елизавете, а одних только платьев после императрицы осталось полтора десятка тысяч. Некоторые она надеть ни разу не успела.

А еще дочь Петра Великого обожала танцы, театр и маскарады, гуляли по ночам, бывало – и сутками. Какой уж тут режим? И вес Елизавета Петровна начала набирать стремительно, а ведь в юности отличалась хорошей фигурой, любила верховую езду, много двигалась.

Самой плохой привычкой императрицы современники (в основном иностранцы) называли неуемное обжорство. К счастью, хотя бы гены отца и матери по части пьянства ей не передались. Но… ела. Могла всю ночь пировать. Естественно, очень скоро женщина перестала танцевать и сильно отяжелела.

Так и жила: по ночам пропадала за столом или на маскараде, утром ложилась спать, почивала до обеда, чтобы вечером присутствовать на очередном празднике, поражая придворных роскошью наряда. Излишества медленно, но верно делали свое дело. С императрицей стали происходить приступы: теряла сознание, а потом никого не узнавала и ничего не помнила, а еще Елизавета Петровна «маялась ногами». У нее были отеки, варикоз и цирроз печени: жирные борщи с галушками от Разумовского и прочая вредная пища на пользу не пошли.

52 года отмерила судьба этой императрице, сейчас эта цифра совсем не считается старостью. Последние недели императрица даже не покидала свои покои, большей частью лежала в постели.

Крепчайший кофе Екатерины Великой и ее расходы на фаворитов

Екатерина Великая, свергнувшая мужа и занявшая трон, тягой к спиртному и обжорством не страдала. Самодисциплина отличала эту женщину в молодости. Она занималась самообразованием, никогда не отлынивала от дел правления, вставала рано и вообще вела довольно здоровый образ жизни. В юности увлекалась верховой ездой, в зрелые годы уже не скакала, но много ходила пешком. Но… Ее слабостью был крепчайший кофе.

Этот напиток только-только появился в России, мужчины пили его для бодрости и поддержания работоспособности. Оценила свойства кофе и императрица. Она знала кофе с детства, но пристрастилась к нему именно в России. И употребляла его крепчайшим, на одну чашку воды ей требовалось 6 ложек зернового молотого кофе!

Однажды статс-секретарь Сергей Кузьмин выпил чашечку напитка, сваренного для Екатерины. Медикам пришлось оказывать ему помощь, едва жив остался. О второй слабости Екатерины знают все: фавориты. И огромные суммы, которые императрица тратила на мужчин.

Шли годы, темперамент Екатерины не слабел, а мужчины рядом с государыней становились все моложе и моложе. Естественно, стареющая императрица «вознаграждала» своих кавалеров, с лихвой.

Возможно, личная жизнь Екатерины и ее страсть к фаворитам так не осуждалась бы обществом, если бы не баснословные суммы, которые шли на «дамские радости» царицы. За 37 лет на престоле на фаворитов было потрачено из государственной казны 92 млн 820 тысяч рублей. Сумма почти равнялась объему внешнего и внутреннего долга империи.

Окончила свои дни Екатерина Вторая в 67 лет, апоплексический удар случился в ходе посещения уборной, слуги с трудом перенесли изрядно набравшую дородства императрицу на кровать. Во многом причиной ее смерти и стало ожирение, стрессы, повышенное давление.

Заключение

Мы мало знаем о привычках других женщин, которые Россией не правили, а являлись супругами императоров. Известной стала лишь информация об Александре Федоровне, жене Николая Второго. Со свекровью Аликс Гессенская не ладила. А еще была дамой нервной, экзальтированной, чтобы успокоиться в те годы советовали… табачок. И уже не нюхательный.

В 1905–1907 годах Николай Второй стал частенько «смолить», так вот, супруга его обгоняла! Чуть начинали шалить нервы, императрица доставала изящный мундштук. Брали пример с родителей и подросшие дочери пары. Неизвестно, как это отразилось бы на здоровье и без того хрупкой супруги императора, в подвале Ипатьевского дома с вредными привычками было покончено.

Иллюстрация обложки: кадр из сериала «Императрицы»

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Vera
Гость
Vera
18.02.2025 22:44

Большевики спасли Романовых от рака легких?