“Красная свадьба” княжны Рогнеды
Свое будущее Рогнеда представляла безоблачным. Она дочь полоцкого князя Рогволода, единственная дочь. И к ней едет жених – красавец-князь из самого Киева.
Быть ей княгиней, править вместе с мужем, рожать сыновей, которые тоже будут княжить после отца.
Из всего, о чем мечталось, сбылось только последнее: ее сыновья будут править. Но счастья ей судьба не подарила. Был и красавец-князь, да не тот, которого ждала девушка, а воспоминания о свадьбе станут ее самым страшным кошмаром на долгие годы.
Невеста князя Ярополка
Рогнеда Рогволодовна родилась около 960-го года, отец ее по преданию пришел из-за моря, скорее всего он имел варяжское происхождение, но родственниками с Киевскими рюриковичами полоцкие князья не были.
Согласно “Лаврентьевской летописи”, к Рогнеде посватались сразу два князя: Ярополк Святославич и Владимир Святославич. Это были братья, но братья только по отцу. Ярополк был рожден от жены Святослава Предславы, а Владимир появился на свет в результате “любви” Святослава с ключницей его матери рабыней Малушей.
Ярополку отец оставил Киев, а Владимиру Новгород. Князь Рогволод тяготел к союзу с киевлянами. Но дочь он все же спросил, а не хочет ли она выйти за Владимира, на что получил гордый ответ: “Не хочу разуть сына рабыни”.
Разувание мужа – древний языческий свадебный обряд, он символизировал власть мужа над женой, ее покорность. Рогнеда выбрала Ярополка и уже была объявлена его невестой. Ее уже собирались отвезти к жениху.
Даром, что у Ярополка уже была некая греческая монахиня, похищенная еще его отцом, то ли жена, то ли наложница. Но это не смущало никого в языческие времена. Что там наложница против княжны!
Завистливый брат
Рогнеда была тщеславна и горда, будь этих качество в ней поменьше, кто знает, как сложилась бы ее судьба? А Владимир Святославович, как многие дети, которых ущемляли в детстве, был полон решимости взять реванш. Он не смог смириться с второстепенной ролью, с клеймом незаконного сына.
К тому же, Владимир считал Ярополка виновным в гибели еще одного брата – Олега Святославича. В общем, решил младший братец отобрать у старшего все: власть, землю и даже невесту.
Слова Рогнеды и ее отказ князю передали. К тому же, рядом был брат его матери Добрыня, прототип одного из известнейших богатырей. Добрыня (потомок древлянского князя?) и убедил Владимира, что такое оскорбление от правителей Полоцка прощать никак нельзя. Владимир собрал в Новгороде войско и пошел на Полоцк.
В битве отец Рогнеды потерпел поражение, попытался укрыться в Полоцке, но захватчики ворвались в город.
“Красная свадьба”
Все близкие Рогнеды и она сама оказались в плену разъяренного, обиженного отказом мужчины. Добрыня посоветовал Владимиру взять девушку прямо сейчас, на глазах ее родителей. Это была месть. И Владимир отомстил.
А потом опозоренная дочь и сестра вынуждена была смотреть, как от руки “сына рабыни” умерли ее родители и малолетние братья.
А дальше Владимир пошел на Киев, где одолел Ярополка, забрав у него и Киев, и греческую монахиню, возможно беременную Святополком Окаянным.
Рогнеда стала одной из шести языческих жен будущего крестителя Руси. И каково ей было жить с мужем, ведомо только ей. Называют 7 детей, которых родила она от Владимира: Изяслав, Ярослав (будущий Мудрый), Всеволод, Мстислав, Предслава, Премислава, Мстислава.
Отставка
Рогнеда даже покушалась на жизнь мужа, но между разъяренным отцом и матерью встал Изяслав, от которого поведут род князья Полоцка, нарекаемые Рогволодовичами, то есть – по “матчеству”.
В 988 году Владимир принял крещение в Корсуни. Принял вместе с рукой сестры императоров Византии Анны.
Согласно источникам, он предложил Рогнеде выйти замуж за кого она пожелает, но та отказалась.
Бывшая жена уехала вместе со старшим сыном в родной Полоцк. Есть мнение, что перед кончиной она приняла новую веру, которая в общем-то и освободила ее от мужа.
Постриглась ли Рогнеда в монахини с именем Анастасия – достоверно неизвестно.Во всяком случае, судьба не подарила ей того, о чем мечтала девушка в юности.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
Опубликовано на канале “ПРОЖИТО”