Чем князю Глебу из Рязани помешали братья - Записки Злючки
ПРОЖИТО

Чем князю Глебу из Рязани помешали братья

О суровом законе Мехмета Фатиха (Завоевателя), по которому султан, всходя на трон Османской империи имеет право приговорить своих братьев, чтобы не было смуты в государстве, знают все.

Мехмет Фатих

Все помнят и про святых Бориса и Глеба, парвших от руки Святополка Окаянного. Но в 1217 году в Рязанском княжестве произошло событие, которое ужаснуло бы и Святополка, и грозного завоевателя Константинополя.

Под годом 6725 от сотворения мира (1217-й по новому летоисчислению) в летописи по Воскресенскому списку имеется рассказ о съезде Рязанских князей.

10 внуков

В 1216 году в Рязанском княжестве ушел к праотцам последний из Глебовичей, князь Роман Рязанский. Сам ли от дряхлости или в заточении во Владимире – летописи дают разные сведения. Роман приходился сыном князю Глебу, родоначальнику князей Рязани.

Многострадальная Рязанская земля не могла похвастаться крупными городами. Только Рязань, да Пронск могли стать в один ряд с центрами княжеств Владимиро-Суздальской земли.

Но и мелкие крепости, как то Коломна, Переяславль, Вердерев, Белгород и другие – кусок лакомый. Сам князь Роман сыновей не оставил, но в княжестве на тот момент жили и здравствовали целых 10 внуков его отца.

Как полагают историки, на княжении в самой Рязани сидел Глеб Владимирович, он старшим внуком Глеба Рязанского не являлся и тем самым, возбуждал зависть своих братьев. И родных, и двоюродных.

Съезд в Исадах

Исады – старинное село на берегу Оки, оно хранит в памяти очень многое, в том числе и съезд князей, который устроил Глеб Владимирович. Повод был благой: дескать, князь видел настроение братьев и хотел уладить споры миром, поделить землю и власть, договориться с родственниками.

село Исады, рязанская область

20 июля 1217 года в Исады прибыли шесть князей с боярами в сопровождении небольшого числа ратников. Много войска не брали – едут же не с половцами биться, а с братьями споры вести.

Впрочем, и князья, и их бояре – народ бывалый, в битвах закаленный. Были среди них и Изяслав Владимирович, родной брат Глеба и Михаил Всеволодович, двоюродный.

И подозрений о том, что может сотвориться какое-то злодейство у братьев не было, они первым делом в большом шатре за столы накрытые сели и братину с хмельным медом по кругу пустили.

-Зачем нам спорить, землю губить, людишек черных разорять, если можно на братском пиру все обговорить и миром уладить? – разговоры за столом наверняка велись правильные.

Чужими руками

И вот уже веселее блестят глаза у храбрых мужей, громче речи, вспоминают деда, их молодецкую удаль и забавы, хвалятся добрыми женами и здоровенькими детишками. А у кого нет, делятся планами о сватовстве.

А потом мед ударяет в головы и не так точны движения, не так верна рука. Да и разгоряченные на пиру мужчины отбросили тяжелые мечи и палицы.

Тут, как говорит летописец, и выскочили заранее нанятые князьями Глебом Владимировичем и Константином Владимировичем половцы, прятавшиеся в другом шатре, спальном.

Съезд в Исадах, Летописный свод

Первым обнажил меч сам Рязанский князь, затеявший этот съезд. Братья пытались сопротивляться, но силы были не равны.

Родной брат Глеба и Константина, Изяслав, двоюродные братья: Михаил Всеволодович, Святослав и Ростислав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи полегли в том селе на берегу Оки.

По стопам Окаянного

На Руси были междоусобицы, был Святополк Окаянный, но Глеб Рязанский переплюнул прОклятого князя. Такого злодейства не видела еще Русь, а до Мехмета Фатиха и его потомков, отправлявших соперников-братьев на казнь, было несколько веков.

Рязанская земля отказалась принимать князей-извергов и братоубийцы бегут в половецкие степи. В Рязань прибыл один из оставшихся в живых претендентов на княжеский стол – Ингварь Игоревич.

Он и его родной брат Юрий не приехали в Исады, то ли чувствовали что-то, то ли сказалось простое везение. В 1219 году Ингварь разбил Глеба Окаянного и его половцев, шедших на Рязань для захвата власти.

Итоги

Глеб Владимирович вернулся в половецкие степи, где вскоре сошел с ума, как и Святополк Окаянный. Его брат Константин был жив и спустя 20 лет, правда, с Рязанью он навсегда расстался, подавшись на Волынь.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет

Возможно вам будет интересно почитать эксклюзивные статьи на моем сайте, которые не будут обубликованы на платформе Дзен.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии